Сейду Думбия снова ждут в ЦСКА

Главная Новости

Полезность информации

Опубликовано: 02.09.2018

видео Полезность информации

Финики: Лекарство Или Лакомство?

«Брюки превращаются, брюки превращаются, превращаются брюки,…



…в элегантные шорты! Извините за маленькую техническую заминку.»

Из кинофильма «Бриллиантовая рука»

1. Введение.

Конкистадоры приплыли в Южную Америку. Там – неизвестная цивилизация. Имеет письменность. Но написанное – не библия. А все, что не библия – ересь. Поэтому – все сожгли, как и полагалось по законам того времени.


10 1 Неопределенность информация Теория ожидаемой полезности

Что там было написано? Какова полезность той информации? Может быть, шедевры? Может быть, важная техническая или гуманитарная информация ? Можно ее восстановить? – Нет.

Можно ли что-то сделать на основе той информации? – Нет.


ЖГУЧИЙ ПЕРЕЦ - МОЩНЫЙ УДАР ПО МНОГИМ БОЛЕЗНЯМ!

А если бы сохранились рукописи? Можно было бы что-то сделать на их основе (поставить спектакль, сыграть музыку, сделать устройство, восстановить религиозный или светский обряд). И мы бы получили нечто новое в технической или гуманитарной областях.

Значит, информация материализуема? Да, материализуема. В этом, в частности, состоит полезность информации.

Иначе она не была бы нам интересна. Чистый разум, чистая наука, безусловно, интересуют человечество, но далеко не всех его членов.

2. Материализация .

Создание материального образа на основе информации. По волшебству? Нет. С помощью технологий материализации.

Гуманитарная информация материализуется в поступки людей. Прочитали книгу (посмотрели фильм, посетили музей, нашли информацию в Интернете, послушали музыку, …), отсюда пересмотрели свои взгляды, изменили общественные институты, общественный строй, наконец,  – это и есть полезность информации, ее материализация.

Техническая информация. Прочитали чертеж (схему, техническое описание, техническую инструкцию, технологическую документацию, …), взяли подходящие инструменты, приспособления, материалы, видоизменили их (форму, состояние вещества, структуру, состав, …), отсюда создали новое изделие – произошла материализация, стало очевидной полезность информации.

В основе материализации лежит информация. Нет информации, ничего не сделаешь как в техническом, так и в гуманитарном плане. Новое точно не создашь.

3. Технологии материализации.

Материализация немыслима без соответствующих технологий . Предположим, чертеж современного космического корабля попадает в прошлое, где нет соответствующих технологий. Можно такой чертеж материализовать? Нет, потому что еще нет технологий, позволяющих это сделать.

А если в прошлое попадет гуманитарная информация, например, современные ценности развитых цивилизаций? Будут они восприняты и в конечном итоге материализованы?

Скорее носители этой новой и «чуждой» тому времени культуры будут изолированы от общества, а то и попросту уничтожены, как вредные и опасные (причем в полном соответствии с законами тех времен).

Поэтому для материализации важны не только технические технологии, но и гуманитарные технологии. Первые – для реализации технических идей (материализация технической информации). Вторые – для реализации гуманитарных идей (материализация гуманитарной информации).

Вот почему многие гении не были признаны современниками:

как технические гении, предлагающие принципиально новые подходы, как например, Циолковский утверждал, что люди будут стремиться жить вне Земли, так и гуманитарные гении, например, социалисты или утописты, которые утверждали, что люди будут жить в бесклассовом обществе.

И многие из них даже подверглись, говоря современным языком, репрессиям, вплоть до уничтожения, как носителей идей, так и информации об этих идеях.

Технологий не было, позволяющих идеи реализовать. А, значит, нет полезности информации, это ересь! На костер!

4. А что сейчас?

В настоящее время, в век информационных технологий? Информации полным-полно. Книги, фильмы, аудио, учебные пособия и курсы, Интернет (где, как известно, как в Греции, есть все). Границы прохождения стираются.

Не является  проблемой даже получение информации на «экзотических» языках, например, где применяются иероглифы – есть автоматические переводчики . Работают автоматы по переводу не очень качественно, но суть понять можно, если захотеть и постараться.

Много информации невербальной (несловесной) – видео, схемы, слайды, комиксы и т.п. Не нужно знать языков, чтобы разобраться.

Много технической информации, которая во многом стандартизована, т.е. понятна без слов (чертежи, схемы, мнемосхемы, модели, …)

Много стандартизованной гуманитарной информации. Например, по системам менеджмента (системам управления предприятиями, холдингами и пр., почти по управлению государствами). Есть международные соглашения, гармонизированное международное законодательство, международная практика и т.п.

Казалось бы, бери и делай. Почему же не все делают? Почему же не многие делают? Например, не секрет – устройство и технологии производства  процессоров для ПК. Но делают их только несколько стран. Остальные – не могут. Из-за технологических трудностей, не могут освоить технологии.

В космос летают далеко не все страны. Современное вооружение делают не все страны (слава богу!), с атомной энергией могут справляться только отдельные страны (слава богу, и тут!). Информация засекречена? Отчасти да, но проблема не только в отсутствии информации.

Информацию можно достать, почти любую. Как в советские времена на полках магазинов почти ничего не было, но все умели «доставать» все необходимое. Тут нечто похожее.

Одной информации мало для ее материализации. Нужны для этого, как уже говорилось выше, технологии для ее материализации. Технологии тоже описываются в виде информации.  Но это сложнее реализуется (материализуется).

Технологии постоянно развиваются, открываются новые и новые принципы изменения вещества, энергии, структуры и пр. И это информация высокого порядка, требующая огромных знаний. Эти знания нужно накапливать, обобщать, экспериментировать с ними, пробовать реализовать. Нужно учиться применять эти знания, чтобы полезность информации привела к ощутимым результатам.

Информация о технологиях – это связанная информация из совершенно различных областей знания. Атомная отрасль – это не только расщепление ядерного вещества. Это поиск и добыча полезных ископаемых, обогащение руды, извлечение буквально по крупицам исходных материалов, последующее обогащение с использованием химических и даже атомных реакций. Это вопросы хранения излучающих веществ, обеспечение ядерной безопасности людей, сбор и утилизация ядерных отходов и многое другое. Еще это стоит огромных денег, бесплатно не получится!

Так же выглядят все остальные современные наукоемкие отрасли, как освоенные в нашей стране (космос, авиация и т.п.), так и не освоенные до конца (тот же автопром или  микрорадиоэлектроника, например). Информации нужно не просто много, она должна быть из самых различных отраслей знаний (технических и гуманитарных).

В том же автопроме применяется множество международных стандартов на системы менеджмента, иначе не получается сделать современный автомобиль, даже если владеть всеми техническими технологиями. То есть, для автопрома обязательно нужны еще и гуманитарные технологии. А иначе автомобиль получается несовременный, ломается, неказист и т.п. И это касается практически любой современной отрасли.

5. Готовность к восприятию информации .

Очень важный момент, я бы сказал, важнейшая составляющая информационного обмена. Без нее не происходит ни обмена информацией, ни ее материализация.

Хоть и информация по всем отраслям есть, она доступна, но ее невозможно реализовать, если не быть к этому готовыми. Что значит готовыми? Значит, обладать всеми необходимыми знаниями, иметь практический опыт их реализации на практике, уметь выстраивать технологические и гуманитарные системы для практического применения этих знаний.

И еще нужно хотеть эту информацию получать и материализовывать, то есть выявлять на практике полезность информации. Это самое главное, надо быть готовым на ментальном уровне.

Для этого новую информацию нужно уметь воспринимать не «в штыки», а наоборот, как очень нужную и желанную. Последнее (ментальный уровень восприятия новой информации) – это самое сложное для людей. Хотя только люди умеют работать с информацией, как с абстракцией. Все остальные живые существа нашей планеты не занимаются абстрактными идеями и рассуждениями.

Но, даже имея прекрасный природный потенциал для получения новой информации, для ее обработки, для ее материализации, мы, люди, подспудно сопротивляемся этим инновациям.

Все новое, осваиваемое за счет получения новой информации, приходится внедрять. Т.е. насильно (в какой-то степени) заставлять применять эти новые знания, новую информацию.

Это насилие приходится делать как по отношению к самому себе (если некому заставить!), так и это насилие постоянно существует в человеческих обществах. Сильный человек диктует свою волю слабому человеку, начальник – подчиненному.

Развитые страны диктуют свою волю менее развитым странам. Не всегда, конечно, получается. Но в целом и общем насилие существует всегда и везде. Конечно,  далеко не всегда такое насилие направлено на созидание. Очень часто это ведет к насилию, и только.

Тем не менее, в целом, материализация информации возможна, только если делать определенные усилия над собой и над другими людьми, от которых зависит результат подобной материализации.

6. Весь мир насилья мы разрушим до основания, а затем…

Может ли новое само прокладывать себе дорогу? Без насилья? Может.

Рынок диктует. Заставляет, требует. Но не напрямую, как это подразумевается термином «насилие». Если не будешь в рынке – разоришься, отстанешь, лишишься клиентов и прибыли. Значит, надо изучать информацию (о рынке, о конкурентах, о предпочтениях клиентов, о технологиях производства продуктов, о технологиях продаж, о стандартах в технических и гуманитарных областях, о национальных и международных законах и пр.).

Насилия, как такового нет, в прямом смысле этого слова. Но если не будешь двигаться вперед, отстанешь и умрешь.

Наука. На месте не стоит. Ни фундаментальная, ни прикладная. Каждый день – новые исследования, новые результаты. Будешь стоять на месте – отстанешь. Вылетишь из «обоймы». Значит, надо изучать информацию, искать информацию, материализовывать ее в прикладные вещи.

Техника. Развивается. Все более сложные и сложные методы диагностики и ремонта. Все более привередливые условия эксплуатации. Инновационные изделия. Новые принципы функционирования. Нужно изучать, искать информацию, учиться, применять на практике.

Информатика. Очень бурно развивается. Два десятка лет назад еще было много науки и абстракции, биты, байты, логические операции и т.п.

Теперь огромное количество прикладных вещей, от компьютеров и гаджетов до Интернета, от проводных и беспроводных технологий связи до спутниковых систем навигации. Все реализовано в виде железа и софта. Не будешь изучать, отстанешь. Потеряешь скорость получения и обработки информации. Будешь позже других узнавать об инновациях. Отстанешь.

Финансы. Банковские карты, безналичные оплаты и переводы, электронные деньги, приобретение товаров и услуг, не выходя из дома, покупки через Интернет, заработок в Интернете и т.п. Не изучаешь, не знаешь. Отстаешь от жизни, лишаешь себя новых возможностей как в смысле потратить деньги, так и в смысле их заработать.

Таким образом, все наше существующее развитие общества и общественных институтов, систем производства и потребления, даже развитие законодательства и т.п. стимулирует наше дальнейшее развитие. Развитие через поиск, обработку и  последующую материализацию информации. Иначе – замедление, остановка, отставание, деградация. Иначе – поражение.

7. Информация – двигатель прогресса .

Но прогресс осуществляет человек! Каким образом?

Хочешь двигаться вперед? Ищи информацию, изучай, развивайся, реализуй знания на практике. Материализуй информацию. В виде новых технических возможностей. В виде гуманитарных действий. В виде развития информационных систем и пр.

Просто накапливать информацию – это лишь первый шаг на этом пути. Нашел информацию, понравилась, записал, поместил в хранилище. Запомнил. Связал с другой информацией, возможно, из другой области, даже из принципиально другой области. Получил новое знание. Зафиксировал. Опять записал, поместил в хранилище, запомнил. Опять получил новое знание. Вновь открылась связь с ранее полученной информацией и знаниями.

Так и происходит развитие личности, развитие общества, развитие цивилизаций. По одинаковой схеме, как в технических областях, так и в гуманитарных направлениях. Связи между разрозненной информацией, в том числе из различных отраслей и направлений – вот основная движущая сила развития.

Эти связи есть результат не только мысли, но и практики. Не обо всем можно додуматься, сидя в тиши кабинетов. Многие вещи надо пробовать и пробовать на практике, получая порой одни лишь отрицательные результаты. Пока не обнаружится связь предметов, явлений, принципов, методов.

Вот здесь-то, в области поиска связей, современные компьютеры не могут заменить человека. Найти и предоставить информацию – это, пожалуйста, компьютерам это почти ничего не стоит.

Другую информацию – всегда, пожалуйста. Много информации из различных областей знаний – да запросто!

А вот связать эту информацию между собой, найти закономерности, обнаружить схожесть или противоположность предметов и явлений – это творческий процесс, доступный лишь человеку мыслящему, «хомо сапиенсу».

Да здравствует информация – двигатель прогресса. Да здравствуют люди – моторчики прогресса, использующие полезность информации для ее последующей материализации и продвижения вперед и вперед по бесконечной лестнице развития техники и общества.

P.S.  Статья закончилась, но можно еще почитать:

Зачем нужна информация?

Информационные технологии: информация или технологии?

6 кадров компьютерной грамотности: информация, знания, опыт, …

Как работает ПК: часть 1. Обработка информации

Служба Windows Search экономит Ваше время