Столкновение "Ройстон грэндж"
Опубликовано: 03.09.2018
Страница 1 из 2
Пожалуй, наиболее катастрофическое столкновение в результате влияния сил взаимодействия судов и/или берегового эффекта произошло на реке Ла-Плата 11 мая 1972 г. междубританским пароходом "Ройстон грэндж" и либерийским танкером "Тайен Чи". "Ройстон грэндж" вышел из Буэнос-Айреса с 63 членами экипажа и 10 пассажирами, имея на борту 2813 т груза, в основном замороженного мяса. Судно направлялось в Монтевидео и Сантус, после чего предстояло возвращение в Великобританию.
Его осадка на отход составляла немногим более 22,5 фута носом и 23,5 фута кормой. Во время столкновения она была несколько меньше, так как судно перешло в соленую воду.
«Тайен Чи" следовал на вход в Ла-Плату с почти полным грузом сырой нефти. Его команда состояла из 42 человек, хотя это было значительно большее судно, с осадкой носом свыше 29 фут, кормой - чуть более 30 футов. Около 02.30 оно прибыло к месту приема лоцманов, потеряв несколько часов, потому что из-за большой осадки пришлось идти дальнее от берега, чем первоначально планировалось. Капитан собирался на несколько часов встать на якорь вблизи Рекалады, чтобы идти вверх по реке с приливным течением, но лоцману не понравилась задержка. Он утверждал, что уровень воды в реке почти на 2,5 фута больше указанного в таблицах для малой воды, и этого вполне достаточно, чтобы, не откладывая, начать движение.
Потеряв уже три часа и будучи в какой-то степени озабоченным взаимоотношениями с фрахтователями из-за этой задержки, капитан в глубине души, возможно, сам хотел, чтобы его убедили. В итоге он поддался на уговоры лоцмана, и это, как оказалось, было гибельной ошибкой. Духи Шанель - это строгость форм снаружи, которая подчеркивает ценность ее внутреннего содержания, это показатель роскоши, дозволенной настоящей леди.
Без дальнейших задержек «Тайен Чи" последовал вверх к проходу Пунта Индио полным маневренным ходом чуть более 12 уз. При таком запасе воды под килем судно проседало, как позже подсчитали, почти на 3 фута.
В навигационном отношении плавание по Ла-Плате очень затруднено из-за неразберихи между Уругваем и Аргентиной относительно того, кто из них должен поддерживать порядок на фарватере. Либерийское бюро расследования, занимавшееся разбором обстоятельств столкновения, отметило, что его члены "напрасно надеялись на какие-либо согласованные и планируемые усилия по наведению порядка на фарватере".
Фарватер отмечен традиционными парами буев с расстоянием по ширине между ними 400-500 м. Дно очень неровное и, по-видимому, "дноуглубление" выполняют проходящие суда, выметая винтами наносы, которые иначе оседали бы на дно. Фарватер также имеет неровные края, так что его действительная ширина существенно меньше, чем показано на карте.
Аргентинская лоция предупреждает мореплавателей, что осевая линия не обязательно совпадает с наибольшими глубинами.
Поэтому является обязательным для судов, осадка которых близка к предельной, обращать особое внимание на состояние прилива и любые другие метеорологические факторы, влияющие на уровень воды. Это особенно важно для глубоко сидящих судов, так как амплитуда прилива сравнительно невелика, обычно менее метра. Уровень воды подвержен также влиянию ветра: северные ветры его уменьшают, южные увеличивают.
Случилось то, что прилив в этот раз оказался очень близок к малой воде, когда "Тайен Чи" начал свое движение вверх по реке. Поэтому когда два судна сближались друг с другом между буями № 15 и 16, фактически была малая вода. Либерийский танкер, по всей видимости, шел очень близко к грунту, и, проходя через мягкий ил, временами поневоле чуть-чуть занимался тем самым "дноуглублением". Он должен был бы идти со скоростью около 12,5 уз, но фактически между первой группой буев и точкой столкновения делал около 11 уз.
Путь составлял 272°, но из-за поперечного южного течения приходилось держать 274°. Кроме того, из-за большой осадки приходилось предпочитать левую сторону фарватера. В дополнении к британской Южно-Американской лоции говорится: "Между светящимися буями № 1 и 20 наиболее глубокая часть фарватера находится к югу от центральной линии, и суда с большой осадкой обычно придерживаются южной стороны".